Киевский укрепрайон: Сталинское метро и ДОТы

Киевский укрепрайон – это уникальная полоса оборонительных сооружений возведенная с 1929 по 1941 года, состоящая в основном из ДОТов – (долговременных огневых точек) некоторые из которых сохранились в почти первозданном виде. Поражает объем работ, которые были выполнены при создании этого гигантского бетонного пояса, особенно если принимать во внимание то, что все возводилось в условиях строжайшей секретности и при помощи живой рабочей силы и гужевого транспорта – техники тогда в СССР было еще очень мало.

Протяженность сооружений 85 км, за один день объехать и посетить все объекты не реально, поэтому маршрут разбит на несколько частей. Итак:

Часть 1: Карта КИУР

Старт маршрута возле метро Выдубичи. Так как все точки нашего проката расположены возле станций метро, вы можете захватить с собой чехол для велосипеда и доехать до Выдубичей на метро, хотя можно и педали покрутить, не так уж и далеко.

Пункт 1

На Столичном шоссе, после развязки с кольцевой дорогой, по левой стороне есть заезд на Жуков остров именно здесь очень хорошо видны фрагменты секретных некогда объектов, так называемого «Сталинского метро». На самом деле это железнодорожные туннели, которые должны были соединять берега Днепра, с целью защиты железнодорожных сообщений от вражеских бомбежек. Мост восстанавливать крайне тяжело в условиях войны, а вот туннели — это идеальное решение проблемы. Этот объект возводился параллельно с ДОТами укрепрайона и имел такое же стратегическое значение. Сохранилось 4 фрагмента этих туннелей. Самый большой и загадочный – на Жуковом острове. Ходят различные легенды про скрытые в туннеле бронепоезда и заминированные объекты.

Вдоль села Чапаевка двигаемся в Конча-Заспу. Очень необычное название этого исторического места имеет 2 возможных объяснения:

  1. Здесь находился форпост времен Киевской Руси, так называемый «конец засыпи» — край оборонного вала, который примыкали к Днепру;
  2. именно фразой «кончай заспать» т.е. «хватит спать» дружинники будили друг друга при приближении татар.

Пункт 2

По правой стороне шоссе есть въезд в лес, свернув, двигаемся по асфальтированной дороге и по правой стороне находим еще один поворот прямо в лес. Там одна дорожка, она ведет через мостик, к заветному озеру.

Благодаря усилиям местных жителей на эту сторону озера можно добраться только пешком или на двухколесном транспорте. Что очень приятно, так как еще 2 года назад из-за обилия машин в хорошую погоду совершенно не было места на пляже.

Судя по всему, это озеро образовалось после добычи песка земснарядом. Видимость в воде просто потрясающая на 2-3 метра! Вода даже на ощупь очень приятная. Вот такие вот чудеса, черта города, а вода как в заповеднике. Только чур никому про это озеро! ;)

Пункт 3

Далее возвращаемся назад на асфальтированную дорожку и едем дальше в лес. Через 1 км по правой стороне будет виден ДОТ № 107, а влево будет уходить дорога на мемориал и далее к ДОТу № 104

Возвращаемся на асфальт и двигаемся до железной дороги и вдоль нее на Обуховскую трассу к селу Ходосовка.

Часть 2: Ходосовка-Вита Почтова ДОТЫ: 127, 131, 132, Виадук, 152, 154,179

Продолжаем экскурсию по ДОТам Киевского Укрепрайона — уникальному поясу из бетонных долговременных огневых точек (ДОТов). Итак, следую общей карте, продолжаем двигаться по бетонному поясу ДОТов с востока на запад. В этот раз маршрут проходит от Ходосовки до Виты почтовой. На пути ДОТЫ: 127, 131, 132, Виадук и другие.

Старт маршрута начинается на повороте с Днепропетровского шоссе в сторону Ходосовки, на некоторых картах она называется Ходесеевка. Ориентиром может служить МегаМаркет. Ходосовка — необычное место, помимо ДОТов, здесь есть и другие достопримечательности. Практически каждые выходные на ходосовской горе летают парапланеристы, а у подножия горы находится знаменитая киевская пещера Геонавт, облюбованная местными и заезжими спелеологами.

Пункт 1

Даже ДОТ в Ходосовке необычный, он находится в озере и попасть туда можно только вплавь. Изначально, конечно, ДОТ №127 был без воды, но в послевоенное время возле него возникло искусственное озеро, поэтому бетонная конструкция оказалась затопленной.

Рядом есть небольшой облагороженный пляж, с уютными беседками, шашлыком, катамаранами и даже сценой (?)

Пункт 2

Если поехать от пляжа в лес, то можно найти там несколько уцелевших ДОТов : 129,130, однако местные любители прогулок на квадроциклах настолько взрыхлили песчаные дороги леса, что передвигаться на велосипедах очень сложно, поэтому предлагаем объехать лес по селу Ходосовка. ДОТы 129 и 130:

Пункт 2а

Есть также второй вариант объезда леса — через село Лесники. Этот путь дольше и сложнее из-за подъемов, но зато в Лесниках можно увидеть как живут иностранные послы и здесь же, напротив, скворцы-патриоты:

Пункт 3

Двигаясь вдоль Ходосовки не забывайте обращать внимание на местную архитектуру, некоторые особняки очень даже креативны.

После выезда из леса на первой же небольшой развилке в селе Кременище нужно свернуть налево, а затем сразу направо, через 50 м вы уткнетесь в облагороженный ДОТ 131. Даже если вы не найдете его сразу, местные жители укажут вам дорогу. Этот ДОТ снабжен броне-башней, довольно ухоженный внутри, однако без света и на входе немного залит водой, поэтому нужно захватить с собой фонарик и смотреть под ноги.

Пункт 4

В самом конце села Кременище, дорогу будет пересекать линия электропередач ЛЭП. Не доезжая до ЛЭПа, нужно будет свернуть в лес, и через 100 м. вы выедите на просеку ЛЭПа, возле которой будут возвышаться опоры недостроенного виадука. Это должен был быть своеобразный ж/д мост, однако железную дорогу, которая бы объединяла Киевский укрепрайон не успели построить. Недалеко можно найти остатки ДОТа № 133.

Пункт 5

Нижнее озеро в селе Круглик пользуется большой популярностью среди местных и гостей. В конце дамбы есть бесплатный вход и бесплатный пляж, во время хорошей погоды стоит здесь задержаться.